Перейти к содержимому


Фотография

УЧЕНИЕ О СЦЕНАРИЯХ ЖИЗНИ


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Светлана Горюнова

Светлана Горюнова

    Мастер, Тренер

  • Администраторы
  • 557 сообщений
  • ГородНижний Новгород

Отправлено 09 Июнь 2014 - 21:34

Неосознаваемый план жизни получил название жизненного сценария.

Сценарный процесс
«Сценарий вашей жизни уже написан вами. Вы начали писать его, едва родившись, а к четырем годам определили основные моменты его содержания. К семи годам вы внесли все существенные детали, а с семи до двенадцати совершенствовали его, добавляя отдельные положения. В юношеском возрасте вы усовершенствовали ваш сценарий, придав ему реальые черты» (Ян Стюарт, В. Джойнс, 1996).

Сценарий представлен в форме драмы с началом, серединой и концом.
Сценарий ведет к развязке, кульминационной сцене, ради которой и разыгрывается спектакль жизни. Это не обязательно конечная сцена смерти.
Сценарий подкрепляется родителями вербально и невербально. С первых минут жизни родители передают ребенку послания, на основе которых формируются представления ребенка о себе, мире и других, так называемые сценарные послания. Ребенок сам принимает решение о сценарии, так называемое ранее решение, без тщательного обдумывания, под действием чувств и эмоций.
Человек искажает собственное объективное восприятие реальности с целью «оправдания» своего сценария. Искажение происходит с помощью механизмов игнорирования, обесценивания себя, другого или мира.
Для чего мы следуем сценарию всю жизнь? Цель та же — желание быть любимым, значимым. Когда-то нам это удавалось, и мы повторяем «спектакль» каждый раз, когда испытываем потребность в любви. Однако мы пользуемся устаревшими стратегиями и способами добиться желаемого.
Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.
Сценарные решения определяют способ тестирования ребенком реальности. Сценарий принимается ребенком в соответствии с особенностями его мышления и чувств. Событие жизни взрослый человек может объяснить себе логическим построением и, поверив в это, освободиться от страха и фрустрации. Мир ребенка включает острые переживания, его эмоции аутентичны: страх, гнев, печаль, радость, боль. Его логика и язык марсианский, не из взрослого мира, они конкретны. «Уйди с глаз долой!» — говорит мать. «Чтобы мама полюбила меня, я дол¬жен умереть»,— решает ребенок.

Почему мы во взрослой жизни многократно проигрываем детские сценарные решения? Как и в детстве, мы хотим добиться любви и внимания. Однако мы пользуемся старыми стратегиями поведения.

Формула сценария включает пять обязательных процессов которые должны присутствовать в поведении клиента. Наличие всех пяти процессов свидетельствует о том, что это поведение — сценарное.
Формула сценария: ранние родительские предписания :arrow: программа :arrow: подчинение, согласие следовать программе :arrow: важные поступки, подтверждающие подчинение :arrow: расплата

Расплата.
Эрик Берн указывает на существование четырех типов развязки сценария или наказания за следование сценарию:

• одиночество,
• истощение,
• сумасшествие и
• убийство себя или другого.



Образцы сценарного процесса
Существует ограниченное количество способов проживания сценария, которые названы паттернами или образцами сценарного процесса. Они универсальны для любого пола, возраста и даже национальной культуры. Эрик Берн проиллюстрировал каждый способ темой из древнегреческих мифов.

«Никогда»
Иллюстрируется мифом о Тантале.
Такое поведение означает крайнюю степень нерешительности и безволия в выборе. Вы никогда не будете способны делать то, что вы больше всего хотите делать или получить. Вы не сможете закончить то, что вы начали, независимо от того, как усердно вы трудитесь и интенсивно желаете.

«Пока не»
В его основе лежит миф о подвигах Геракла. Девиз этого паттерна — Вы не можете иметь награды, пока Вы не заплатили за нее высокую цену. «Пока что-то не случится, добра не жди». Вы не можете испытать радости, пока сполна не настрадались. Вы не сможете радоваться и отдохнуть, пока не выполните Вашу работу. Существует многочисленное количество вариантов этого сценарного поведения, но в каждом мысль о том, что ничто хорошее не наступит до тех пор, пока что-то менее хорошее не закончится.

«Всегда»
В его основе миф о пряхе Арахне. Человек, имеющий сценарный паттерн «Всегда», часто задает себе вопрос: «Почему это всегда случается со мной». Одним из вариантов поведения является сохранение первоначального неудовлетворительного положения вместо того, чтобы достигнуть лучшего.

«После»
«Дамоклов меч». Девиз: «Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это». «За сладкую жизнь надо платить». Речь человека с таким сценарием имеет слова «после», «но».

«Снова и снова» (Почти) «Почти— тип 1».
Коринфский царь Сизиф. Девиз: «Я почти сделал это, но не до конца!».

Вариант второй «Почти— тип 2»
Характерен для людей, которые вкатили свой камень на вершину, но, не останавливаясь, сразу же ищут очередную вершину повыше и продолжают свое бесконечное движение. Такие люди не чувствуют, что они уже на вершине. И это повторяется бесконечно.
Речь людей со сценарием «Почти» имеет особенности. Основная тема разговора прерывается, иногда резко иными темами, которые договариваются до конца.

«Открытый конец»
Этот сценарный паттерн описывается мифом о Филемоне и Бавкиде, благочестивой супружеской паре из Фригии. Раньше мы делали все сами, а теперь только смотрим, как все происходит само собой. Для этого сценарного паттерна характерно наличие «точки переключения», границы раздела. Человеку с открытым сценарием время после этого момента представляется пустотой.

Какие существуют разрешения?

• Для сценарного поведения «Пока не» разрешением будет девиз — «Жить и радоваться сегодня, не ждать окончания работы». Находить радость в каждом шаге, мгновении, которые приближают к цели.
• Для сценарного паттерна «После» разрешением будет — «Жить и радоваться сегодня, разрешив себе также радоваться и завтра».
• Для «Никогда» разрешение наступит, когда клиент определит, что он действительно хочет, и последовательно будет идти к цели. Конкретизировать цель и планомерно идти к ней.
• Для сценарного паттерна «Всегда» разрешение будет в осознании, что не следует повторять одни и те же ошибки и пора измениться.
• Для «Почти — тип 1»— Доводите дела до конца! При этом очень важно учить клиента вознаграждать себя за полученный результат, не игнорировать свой успех.
• Для сценарного паттерна «Почти — тип 2» будет разрешение радоваться любому достигнутому успеху, каждому шагу, усилию. Не стремитесь к новой цели, не добившись предыдущей. Ощутить радость победы, насладиться ею без обесценивания результата.
• Если клиент имеет сценарный паттерн, который называется «Сценарий с открытым концом», то это подарок для клиента и терапевта. Можете создавать конец, так как его пока нет.


Итак, сценарные паттерны — это ответ на жесткое родительское приказание — «НЕ ГРЕШИ, А ТО БУДЕШЬ НАКАЗАН. ВОТ ТАК...».

Родительские приказания, или предписания

Предписания - они посланы ребенку из эго-состояния фрустрированного Дитя реальных родителей. Родитель может посылать иррациональные послания своему ребенку, исходя из внутреннего чувства растерянности, гнева, беспомощности, несостоятельности. Когда родитель не в состоянии справиться со своим деструктивным состоянием и решить свои проблемы, он передает их ребенку.
Итак, предписания — это скрытые транзакции, они имеют два уровня— внешний, видимый, исходящий как будто бы от Родителя, и скрытый, истинный, он исходит от фрустрированого Ребенка матери или отца.

«Не будь» (Сгинь, Умри)

Варианты посланий: «Не будь», то есть не будь там, где есть я. «Не живи»— либо как послание «Лучше бы ты умер» либо не проявляй себя как живой, активный — «Не живи сейчас». «Не сущетвуй» — «Лучше бы ты вообще не родился». Это группа смертельных предписаний. С одной стороны, выполнение приказания — смертельно, с другой стороны, его невыполнение требует значительных физических и психических сил, энергии.


«Не делай»

Различают подгруппы: «не делай чего-то конкретного» и запрет на способность делать что-либо вообще — «Не будь самостоятельным». Чаще всего это послание передается родителями, которые сами боятся что-либо делать, проявлять активность. Такие родители могут быть социально пассивными, безвольными, неуверенными. Или сверхопекающими, демонстрирующими гиперпротекцию, гиперопеку — «не ходи туда, не катайся, не лазай, не плавай» и т. д. «Я буду волноваться» или «Мир ужасен, в нем так много дурного». Это предписание характерно для родителей, которые имеют опыт потери. Взрослея, такой ребенок будет иметь трудности в принятии решений. Он будет осторожен. Его стратегиями будут — «лучше подождать», «все само собой образуется», «береженого бог бережет», «семь раз отмерь, один отрежь»


«Не расти»

Контекст послания — оставайся маленьким, не будь взрослым. Нерешенные личные проблемы мать передает своему ребенку в виде скрытого послания не взрослеть, чтобы не менять ничего. Также это предписание может передаваться от отца к дочери. «Не взрослей, а то я не буду любить тебя».


«Не будь ребенком»

Такое предписание дают родители своим старшим детям, чтобы те были ответственны перед младшими или были няньками для них. «Ты же старший, нечего плакать». «Помоги по дому, ты же уже большой». Или когда родители поощряют в своих детях взрослое поведение и поступки «Будь воспитанным, не балуйся». Есть еще подгруппа предписаний «Не будь ребенком». Внутренний Ребенок может бунтовать, особенно если детские внутренние потребности родителя не были удовлетворены в детстве. Они могут неосознанно завидовать своим детям, другим условиям их жизни, возможностям. И тогда их послание звучит так: «Я буду терпеть тебя, если ты не будешь мешать мне!» или «Я здесь главный Ребенок, а не ты!» или «Мои потребности важнее твоих!».


«Не будь самим собой»

Эта группа часто встречается в практике психотерапии. Вот одна из подгрупп: «Не будь своего пола». Следующая подгруппа «не живи для себя, живи для меня». Контекст предписания — родители все сделали для тебя, теперь возвращай долги, осуществляй их планы и мечты. Еще подгруппа «Я никогда не буду такой, как ...моя мама (отец, дядя Ваня)».


«Не будь значимым»

Первая подгруппа имеет девиз «Нужды других людей важнее, чем мои». Такое предписание получает ребенок от родителей, которые поглощены своими делами, работой, здоровьем. Вторая группа предписаний от родителей, которые явно, открыто, дают ребенку обесценивающую оценку, игнорируют его существование и значимость в семье. «Ты здесь не главный», «Твое имя никто», «Дети должны быть видны, но не слышны».


«Не принадлежи»

Здесь можно выделить несколько подгрупп. Первая: «Не принадлежи к своему полу (нации, семье, стране)». Другая подгруппа: «не принадлежи к миру взрослых». Такие постановления часто дают родители, которые отмахиваются от ребенка, который хочет в чем-то разобраться и чем-то интересуется.


«Не будь близким»

Имеется в виду физическая и эмоциональная близость. Клиенты с такими предписаниями испытывали дефицит эмоциональной и физической близости в детстве. Ранние госпитализации, разлука с родителями, холодные, сдержанные родители, которые мало ласкали детей. Дети, оставленные в родильных домах, позже усыновленные.


«Не достигай успеха»

Постоянная критика со стороны родителя дает сообщение «Ты всегда все делаешь неправильно» — переводится ребенком «Не добивайся успеха».


«Не думай»

«Не думай» — запрет на мышление. Ребенок получает предписание не думать, и родители поощряют мыслительную пассивность. Ребенок смирился, согласился и принял оценку родителей.

«Не чувствуй»

Терапевт спрашивает клиента: «Что Вы чувствуете?» Клиент отвечает: «Мне надо подумать пару дней». Это предписание получают дети от холодных, равнодушных родителей, которые сами не умеют чувствовать и формально выполняют свои родительские функции. Это предписание можно получить и от родителя, который раздражен, занят или гневается.


«Не будь здоровым»

Если родители были заботливы и внимательны, когда ребенок болел, и равнодушны и формальны, когда здоров, то, вероятно, их предписанием было «Не будь здоровым».



Помимо этих двенадцати разрушительных предписаний, идущих из фрустрированного, несчастного и озлобленного Ребенка родителей, предписания могут исходить и из доброго, свободного Ребенка. «Давай, живи, чувствуй и наслаждайся жизнью, она прекрасна», «Будь близким, люби. Доверяй».

Драйверы — поведенческие проявления сценарных посланий от реальных родителей к ребенку. Эти послания исходят из эго-состояния Родитель отца или матери. Драйверы представляют собой параллельную транзакцию Родитель — Родитель, они хранятся у ребенка в его Родительском эго-состоянии.
Драйвер (driver) в переводе с английского — кучер. Драйвер «сидит на козлах и следит» за соблюдением сценария, включаясь в определенных ситуациях и направляя человека в сторону заданного поведения. Драйвер, толкая человека на сценарное поведение, дает ему за это чувство благополучия. «Ты благополучен тогда, когда ты следуешь сценарию», если ты не выполняешь условия — «Ты не благополучен».

Пять драйверов тесно связаны с типами сценарных паттернов
"Будь совершенным" - Пока не (Геракл) - Я не могу иметь то, что хочу, пока не заплачу за это очень высокую цену
"Радуй других" - После (Дамокл) - Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду дорого заплатить за это
"Будь сильным" - Никогда (Тантал) - Я никогда не получаю того, чего больше всего хочу
"Пытайся" - Всегда(Арахна) - Я должен всегда оставаться в этой ситуации
"Радуй других+Пытайся" - Почти (Сизиф) -тип 1 - Я чуть было не достиг успеха
"Радуй других+Будь совершенным1" - Почти (Сизиф) - тип 2 - Я все еще не достиг успеха
"Радуй других+Будь совершенным + Спеши" - Открытый конец (Филемон и Бавкида) - Моя роль окончена, и я не знаю, что теперь делать

Драйвер «Спеши» напрямую со сценарием не связан, это второстепенный драйвер, чаще всего использующийся для подкрепления основного.

Наблюдая за драйверами, можно обнаружить сценарный паттерн. Следовательно, умение обнаруживать драйверное поведение позволяет за короткое время узнать много информации о сценарии человека.

Функции драйверов
Итак, драйвер толкает человека на определенное поведение и дает ему за это чувство благополучия. «Ты благополучен тогда, когда ты в драйвере — радуешь других, спешишь или безупречен», если ты не выполняешь условия драйвера — ты не благополучен.
Драйверы передают своим детям родители с установками неблагополучия. Вы помните, что ребенок рождается со 100% благополучием, он видит мир реальным, полным возможностей и чудес. Когда же родители надевают на него «очки неблагополучия», мир искажается. Ребенок может даже стать слепым, и тогда родители дают ребенку драйвер — универсальный инструмент для жизни вслепую. Ребенок растет и выбирает себе пару и близкое окружение с такими же искажениями мира.

У драйверов есть еще один подводный камень. Достигнуть конечной пели, постулируемой драйвером, невозможно. Какие бы усилия ни предпринимал человек, он никогда не достигнет пьедестала, на котором «Само совершенство» или «Самый сильный». И это ловушка для Адаптивного Ребенка. И одновременно стимул для роста, развития и стремления к цели — пусть и эфемерной. Ловушка, потому что негативный Родитель всегда найдет с кем сравнить и обесценить результат Ребенка. Но в погоне за этими, пусть условными, поглаживаниями человек на самом деле совершенствуется, становится сильнее, находит радость в общении с другими.






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных