Перейти к содержимому


Фотография

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Светлана Горюнова

Светлана Горюнова

    Мастер, Тренер

  • Администраторы
  • 555 сообщений
  • ГородНижний Новгород

Отправлено 09 Июнь 2014 - 21:31

Значение игр


Все люди, за некоторым незначительным исключением, играют в игры. Игры позволяют занять, заполнить или структурировать время. Игры будоражат чувства и наполняют жизнь переживаниями, давая энергию для свершений или для удерживания себя от деятельности.

Игры позволяют человеку без существенных усилий поддерживать свой образ, а также образы других людей, сохранять их такими, какие для него выгодны. Заполняя жизнь человека, игры постепенно начинают определять ее качество и стиль и могут превращаться в судьбу. При этом происходит обеднение жизни человека. Ведь люди, судьбу которых определяют игры, не могут быть удачниками, победителями.
С момента рождения каждый человек становится участником игр в своей семье, а позже, подрастая, и в обществе.
Игры обычно содержатся в ближайшем бессознательном, а когда осознаются, — то разрушаются. Правда, часто возникают вновь и повторяются. Игры, разыгрываемые из Взрослого состояния, рассчитаны и осознаваемы. Это игры профессионалов с дилетантами. Причем со стороны профессионалов они осознаваемы, тогда как со стороны дилетантов — бессознательны.
Итак, игры — это:

• структурирование времени и в, конце концов, судьбы;
• укрепление старых решений;
• стимуляция чувств, эмоций и энергии;
• репетиция будущих сцен;
• отчаяние при отказе партнера играть: «А что же теперь делать?»



Определение игр
Существует несколько определений игр:

1. Под играми понимается продолжительный ряд действий с определенной скрытой целью, движущихся к определенному, предсказуемому исходу. В таком общем определении суть игр остается непонятной.
2. Последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд, очевидных, но со скрытой мотивацией, называется игрой. Это определение хорошо дополняет представление об играх.
3. Игра - называется ряд движений с ловушкой. Здесь внимание акцентируется на ловушке.
4. Формула игры. Игрой называются взаимодействия, содержащие слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие в них сопровождается определенными чувствами. Более того, ради получения чувств часто и совершаются действия игры.
5. Игра — это цикл манипулятивных взаимодействий, неосознанно направляемых человеком на переживание привычных эмоций и ощущений с целью подтверждения ранее избранной жизненной позиции (фиксированной эмоциональной установки) и организации своей судьбы.



Результат игрового поведения — это предлог для искомых переживаний («купоны», дающие право на них— термин Э. Берна), что прямо противоположно тому, что наблюдается при деятельности, сознательно предпринимаемой для удовлетворения конкретных биологических, социальных или духовных потребностей человека. Ведь чувства в случае деятельности — это критерий оценки получаемого результата, а не самоцель.

Антитезисы
Для понимания игры важно и даже обязательно раскрыть ее антитезис, который представляет собой внешнее освобождение от игры, отключение сценар¬ного поведения или сценарной стратегии посредством внешнего воздействия. Оно необходимо в случае, если человек осознает бесперспективность игры, но не имеет внутренних ресурсов для того, чтобы выполнить свое собственное решение о ее прекращении. В каждой игре возможно внешнее освобождение. Или даже несколько освобождений.
Мы считаем, что таким общим, а, может быть, и всеобщим внешним освобождением является отсутствие лжи. Осознание истинных мотивов своего поведения и отказ от ложных взаимодействий делают игры невозможными. Впрочем, не всякая ложь — игра, хотя всякая игра содержит ложь.
Еще два общих антитезиса для игр, — это контрактные отношения и обращение к профессионалам.

Контракт — это договор с самим собой, другим лицом или организацией о деятельности для достижения определенных, оговоренных целей. Умение заключать контракты, до конца их выполнять, изменять, когда это необходимо, приводит человека к желаемым результатам. Важными характеристиками контракта являются четкость целей и обязательств, ясность и краткость.

Одна из важнейших характеристик успешного, результативного человека - умение заключать контракты, формулировать их так, чтобы избежать игр. Также чрезвычайно важно уметь изменять контракты, когда это необходимо, и доводить дело до конца.

Обращение к профессионалам — это третий всеобщий антитезис в психологических играх.

• Использовав антитезис, мы можем разрушить игры.
• Применив договорные отношения, можем не допускать игр.
• А обратившись к профессионалам— можем выиграть.



Особенности игр состоят в следующем:

• игры постоянно повторяются;
• в большинстве случаев игры проигрываются вне Взрослого сознания;
• во время игры и при ее завершении испытываются чувства, знакомые с самого детства;
• игры включают в себя обмен скрытыми взаимодействиями;
• игры всегда содержат в себе ложь;
• игры укрепляют старые решения и позволяют репетировать будущие сцены.



Выделяются три степени игр.

Игры первой степени приняты в обществе, не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям.
Игры второй степени скрываются, не приветствуются обществом, приводят к ущербу, который, однако, нельзя назвать непоправимым.
Игры третьей степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. И еще, как нам удалось установить, выигрыш почти всегда значительно меньше, чем проигрыш.



Когда игрок выходит на поле для игры, он надевает футболку, где напи¬сано название команды или клуба. Когда мы «надеваем футболки» для психологической игры, на них тоже написаны наши девизы. Это — приглашение к игре. Образ, стиль, манеры, одежда, макияж, тон голоса, мимика, фразы — опосредованные способы демонстрации надписей на футболках, приглашение к совместному структурированию времени или игре.
Спереди как бы написано то, что мы осознаем и желаем предъявить окружающим, а сзади изображены скрытые послания психологического уровня. Именно по посланиям на спине мы выбираем тех людей, с ко¬торыми желаем играть в игры. Когда же мы исследуем послания на груди и на спине, у нас может появиться потребность в откровенных, близких отношениях.

Игрок способен быть действительно результативным. Наиболее динамичным и результативным он может оказаться в начале дела.По мере развития дела, когда такие характеристики, как надежность и стабильность, становятся особенно важными и даже необходимыми, игроки часто оказываются несостоятельными, подрывают доверие к себе и сходят с дистанции, уступая лидерство людям, способным к откровенности и близости.

Открытый человек предпочитает откровенные взаимодействия — операции и близость. Фиксированная эмоциональная установка таких людей: «Я благополучен— Вы благополучны». «Каждый человек может стать партнером. И каждый благополучен или имеет возможность достичь благополучия». Такие люди устанавливают тесные взаимодействия с другими людьми. Они не так ярко проявляют свои достоинства, как игроки. Ведь для них главное — быть, а не казаться. Они признают свои слабости и неудачи. Они способны убеждать, вызывают доверие. Они привержены делу. Их результат возрастает по мере углубления в избранное дело. Заботятся о своих последователях.
С ними спокойно. С ними можно чувствовать себя уверенно. Они надежны и стабильны

Э. Берн описал шесть вознаграждений, которые человек получает, играя в игры

1. Биологическое - Получение поглаживаний предпочитаемого типа привычным способом с целью поддержания гомеостаза
2. Экзистенциальное – Подтверждение фиксированной эмоциональной установки (экзистенциальной позиции) для поддержания психологической устойчивости
3. Внутреннее психологическое - Избежание болезненных соприкосновений с первичным внутриличностным конфликтом (невротических страхов). Поддержание ощущения внутреннего психического равновесия
4. Внешнее психологическое - Избежание взаимодействий и ситуаций, внушающих страх. Поддержание ощущения равновесия в отношениях с внешним миром
5. Внутреннее социальное - Использование игровой ситуации как способа структурирования времени наедине с собой — в мыслях, чувствах и фантазиях. Обоснование своего поведения перед собой
6. Внешнее социальное - Использование игровой ситуации как способа структурирования времени во внешних общественных контактах. Обоснование своего поведения перед окружающими




Во время игры человек избавляет себя от необходимости испытывать, и, соответственно, изживать и залечивать боль, причиненную первичной психической травмой. Ведь он в раннем детстве уже принял решение о том, кем ему нужно быть и что делать в этом мире, чтобы подавить эту боль и никогда больше не попадать в ситуации, которые ее причиняют.
Конечно, расплачиваясь за проигрыш, особенного удовольствия не испытаешь. Однако эти тягостные и удручающие чувства привычны, и, кажется, не такие интенсивные и травмирующие, как тот, первый удар. Поэтому раннее детское решение продолжает неукоснительно выполняться, а экзистенциальная позиция— подкрепляться, ведь Ребенок предпочитает вновь и вновь навлекать на себя мелкие и крупные неприятности, терпеть неудачи и поражения «здесь и сейчас». Но ни в коем случае не соприкасаться со своей памятью, несущей столь невыносимый груз. Не бередить старую рану. Ребенок выбирает «меньшее из зол», таким образом лишая себя возможности освобождения от боли. А между тем негативные последствия повторных проигрышей способны накапливаться, подтачивая разум человека и истощая его силы. И в итоге превзойти по своей интенсивности и разрушительной силе первичную травму. И, как правило, тот дискомфорт, который клиент испытывает при терапевтической проработке первичного конфликта, оказывается значительно слабее, чем совокупная боль от последствий игровых поражений.


 






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных